Метрополитен-опера + Вагнер = Большой театр

24 февраля на Исторической сцене Большого театра состоится премьера оперы Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» – совместной постановки с театром Метрополитен-опера. На сцене Большого постановку осуществляют Эван Роджистер, Франсуа Жирар, Серж Ламот, Тим Йип, Дэвид Финн и режиссер по пластике Максим Петров.

«Лоэнгрин» – одна из наиболее цельных и совершенных опер Вагнера. В ней с большой полнотой раскрыт богатый душевный мир, сложные переживания героев. В опере ярко обрисовано острое, непримиримое столкновение сил добра и правды, воплощенных в образах Лоэнгрина, Эльзы, народа, и темных сил, олицетворяемых мрачными фигурами Фридриха и Ортруды. Музыка оперы отличается редкой поэтичностью, возвышенным одухотворенным лиризмом. Премьера оперы состоялась 28 августа 1850 года в Веймаре на сцене Придворного театра под управлением Ференца Листа.



«Лоэнгрин» – первая из опер Рихарда Вагнера, которая была поставлена в России. Ее русская премьера состоялась в 1868 году на сцене Мариинского театра под управлением К. Лядова, а в 1889 году – на сцене Большого театра в Москве под управлением И. Альтани. В последний раз эта опера звучала в Большом в 1936 году. Источником сюжета Вагнеру послужила поэма «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха. Вагнер творчески переработал предания, саги, сказания и создал оригинальную концепцию, отразившую его философские и нравственные искания.


Опираясь на средневековый сюжет, Вагнер показал столкновение христианского и языческого мировоззрений через конфликт главных героев. В художественном решении Тима Йипа и Франсуа Жирара этому соответствуют и мистические символы красной луны и зеленого солнца. Для Жирара это первая работа в России. Канадский кинорежиссер, в музыкальном мире Франсуа стал известен после того, как снял серию короткометражных фильмов о жизни Глена Гульда. Для совместной постановки Метрополитен-оперы и Большого театра он был выбран не случайно. На его счету уже есть успешные постановки вагнеровских «Зигфирд» в Канадской опере, а также «Летучий Голландец» и «Парсифаль» на сцене Метрополитен. По признанию режиссера, его задача не в том, чтобы самовыразиться, используя партитуру как повод, но в том, чтобы понять и максимально полно раскрыть замысел самого автора.



«Самая большая сложность, когда занимаешься музыкой Вагнера, заключается в самом масштабе его произведений. Потому что в целом «Лоэнгрин» – это 120 человек хора, 100 человек в оркестре, солисты… иногда вместе нужно объединить 300 человек!», – дирижер Эван Роджистер.


Тим Йип – известный художник, активно работающий в области визуальных искусств, в литературе, в театре и кино (обладатель «Оскара» за костюмы для фильма «Крадущийся тигр, затаившийся дракон»), теперь создает мрачные миры вагнеровского «Лоэнгрина»: «Мы рисуем мир, в котором, возникают разные образы. Сложная конструкция наших плащей позволяет артистам мгновенно менять цвет своих облачений. Лоэнгрин приходит к этим людям, как некая надежда. Его цвет белый. В Костюме Эльзы мы пытаемся передать ощущение, просыпающийся к весне природы. Когда приходит любовь, в замерзшей земле прорастают первые побеги. Но как только любовь заканчивается, снова все замерзает. А Ортруда выражает темные магические древние силы – ее энергию олицетворяет красный цвет. В восточной культуре нет твердых определений, все время что-то меняется. В нашем спектакле тоже сложный рисунок, движение, которое может исчезнуть или из которого может возникнуть новый образ. Такая реальность сна. Думаю, что вместе с видеопроекциями и светом нам удастся создать интересный визуальный ряд, который поможет зрителям проникнуться музыкой Вагнера», – пояснил художник.


Главные партии репетируют: Бренден Ганнелл, Томислав Мужек, Сергей Скороходов (Лоэнгрин), Анна Нечаева, Йоханни ван Острум (Эльза), Мария Лобанова, Хатуна Микаберидзе (Ортруда), Мартин Гантнер, Томас Майер, Александр Краснов (Тельрамунд), Гюнтер Гройссбек, Денис Макаров (Генрих), Дерек Веллтон, Николай Казанский (Глашатай) и другие.